С 1 -го августа за покупку квартиры свыше 150 тысяч гривен нужно будет отчитываться перед чиновниками

Согласно принятому Закону № 2258-VI, который вносит изменения в Закон "О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" в Украине с 1го августа начинают следить не только за доходами граждан, но и за их расходами. Теперь важно знать те лимиты, по которым Госфинмониторинг не будет проверять ваши покупки.

Теперь, ради собственного спокойствия, не стоит покупать квартиру дороже, чем 400 000 гривен. Стоимость авто или ювелирных украшений, которые планируете купить, тоже, следует ограничить суммой в 150 тысяч. Иначе – со спокойной жизнью следует попрощаться. Согласно новым нормам закона, нотариусы, адвокаты, юристы, бухгалтеры, торговцы драгоценностями, аудиторы, организаторы лотерей, риэлторы и другие субъекты первичного финмониторинга будут вынуждены докладывать в Государственный комитет финансового мониторинга.

Запрет расчетов наличными на сумму свыше 150 тыс. грн в течение дня будет применяться к одному или нескольким платежным документам, а также к одному или нескольким товарам в одном чеке. Под безналичными расчетами понимается перевод денег с текущего счета покупателя на текущий счет продавца, в том числе посредством платежной карты, или внесение наличных средств через кассу банка в пользу продавца. Расчеты при участии нотариуса могут проводиться через его депозитный счет с дальнейшим перечислением на счет получателя. Для граждан это означает необходимость уплаты комиссии банку за перевод между счетами в размере 0,5-1,5% от суммы платежа, то есть минимум 750-2250 грн за трансакцию. При расчете картами комиссия с покупателя не взимается. В НБУ не планируют устанавливать требования к размерам комиссий, так как тарифная политика банков определяется договорными условиями с клиентом. Банки декларируют срок перевода в несколько дней, но большинство платежей длятся от нескольких секунд до нескольких часов. Из правила сделают лишь три исключения: наличными позволяется делать благотворительные пожертвования, совершать платежи в госбюджет и целевые фонды (физлицам-предпринимате-лям), а также делать покупки в командировках (из средств, выданных на саму командировку).

Сообщать о покупках будут субъекты первичного финансового мониторинга:

  1. Специальные (новые):
    • адвокаты, нотариусы
    • риэлторы
    • аудиторы, бухгалтеры
    • юристы
    • предприниматели, которые провели финансовую операцию, сумма которой превышает 150 000 грн. (часть 1 ст. 15 закона)
    • продавцы драгметаллов за наличные
    • организаторы лотереи
  2. Не специальные (старые):
    • банки, страховщики (перестраховщики), кредитные союзы, ломбарды
    • платежные организации, члены платежных систем, клиринговые учреждения
    • товарные и фондовые биржи
    • профессиональные участники рынка ценных бумаг
    • компании по управлению активами
    • операторы почтовой связи, другие учреждения, которые проводят финансовые операции по переводу средств

Все перечисленные выше субъекты должны, в случае превышения лимита операции, сообщить об этом Государственному комитету финансового мониторинга, а тот начинает проверять откуда у рядовых граждан такие деньги.

Станислав Аржевитин, автор законопроекта: « После того как Комитет по финансовому мониторинга убедился, что эта операция имеет признак отмывания грязных денег, или терроризма, формируется криминальное дело, которое передается соответствующим органам. А те, в свою очередь, продолжают проверку, и если подтверждается факт нарушения законодательства, передают дело в суд. Таких операций или сообщений поступает сейчас несколько миллионов, а теперь, наверняка, увеличится в два - три раза, так как увеличился перечень организаций, которые будут сообщать о своих клиентах".

Согласно ст. 15 закона, финансовому мониторингу подлежит такая информация:

  • переводы денежных средств на анонимные (номерные) счета за границу и поступление денежных средств из анонимного (номерного) счета из-за границы;
  • покупка-продажа дорожных чеков или других подобных платежных средств за наличные;
  • предоставление или получение кредита (ссуды), в том числе от предприятий, местонахождение которых, относится к, так называемым, неблагонадежным;
  • зачисление на счет средств в наличной форме с их последующим переводом того же или следующего операционного дня другому лицу;
  • перевод лицом средств за границу при отсутствии внешнеэкономического договора;
  • обмен банкнот на банкноты другого номинала;
  • проведение финансовых операций с ценными бумагами на предъявителя, не депонируемыми в депозитарных учреждениях;
  • проведение финансовых операций с векселями с бланочным индоссаментом или индоссаментом на предъявителя;
  • осуществление расчетов в наличной форме;
  • проведение финансовых операций, форма расчетов которых не определена;
  • получение (уплата, перевод) страхового платежа и проведение страховой выплаты или страхового возмещения;
  • выплата (передача) лицу выигрыша в лотерею, внесение другим способом платы за право участия в азартной игре;
  • осуществление расчетов по внешнеэкономическим контрактом, которые не предусматривают фактического пересечения таможенной территории Украины товаров, работ и услуг.